вторник, 15 ноября 2011 г.

Волевая выносливость от Екатерины Глухаревой

Уважаемый Виктор Дмитриевич. После прочтения
Вашей статьи у меня возникло желание высказаться. Мне бы хотелось, чтобы мои
слова звучали не как критика в Ваш адрес, а просто как еще одна точка зрения.
Заранее благодарна за понимание!

Ваша «волевая выносливость» это сочетание силы
воли и устойчивости внимания. Устойчивостью внимания называется удержание
требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени. Устойчивость внимания объясняется наличием
выработанных в процессе практики динамических стереотипов нервных процессов,
благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно.(цитата).
Другими словами я бы назвала это попросту
«внутренней концентрацией». К сожалению, далеко не каждый человек (спортсмен)
обладает способностью отбросить все постороннее,
выделить главное и сконцентрироваться, сосредоточиться на каком-либо виде
деятельности.

Способность поддержания качественного
устойчивого внимания зависит от особенностей нервной системы, типа темперамента
и других генетически заложенных «кирпичиков» организма человека. Несомненно, вырабатывать,
развивать и поддерживать данное качество можно и нужно, но это достаточно
трудоемкий и длительный процесс. Это качество в человеке необходимо
воспитывать, закладывать с детства, тогда все будет намного проще. А если
родителями и воспитателями сенситивный период упущен и катастрофически запущен,
то это практически нереально.
Учить детей ориентированию нужно чуть ли не с
пеленок. Причем это поможет как в спорте, так и в жизни, поскольку наш вид
спорта формирует несоизмеримо важные жизненные качества и черты характера,
среди них и наша «коронная» сила воли.

«Сила воли» присутствует в любом спорте,
даже в шахматах. Она есть везде в жизни: любой успешный человек, будь он
спортсменом, бизнесменом, политиком, хорошим врачом или хорошим тренером, да
просто хорошим специалистом в своей области, обладает огромной силой воли и
обязательно целеустремлен. Успех это следствие внутренней собранности,
глубокого самоконтроля и желания (цели).


И, наконец, про ориентирование. А
точнее, про психологические аспекты прохождения дистанции. Начнем с того, что
если нет настроя, то хорошо пробежать навряд ли получится, разве что случайно.
Что такое настрой? Это, собственно, и есть состояние полной концентрации,
полной боевой готовности. У каждого опытного спортсмена существует свой
предстартовый ритуал. Для кого-то это разминка в одиночестве, работа с
фрагментом карты, 5 минут сосредоточенных мыслей о дистанции, мысленное
выполнение отдельных технических элементов, отрешенность от внешних раздражителей.
А кто-то может собрать волю в кулак и подготовиться к прохождению дистанции,
находясь в стартовом городке или по пути на пункт К. Все люди разные и скорость
протекания психических процессов разная. Важно одно: настроить себя на четкое выполнение
технических элементов, на сосредоточенную работу до линии финиша.
Во время движения по дистанции расслабляться
нельзя, и, если КП берется легко, нужно еще больше собраться, поскольку легких
КП, как и легких дистанций не бывает, бывает низкая скорость. С накоплением
усталости также нужно заставлять себя еще больше собраться, в некоторых случаях
даже специально снижать скорость, чтобы не допускать ошибок в технике. Бежать
стремительно и бездумно я учу детей только от последнего КП к станции финиша,
если они ее видят и точно знают, что это она.

Что касается отвлекающих моментов на
дистанции. Мы часто спотыкаемся, падаем, встречаем других спортсменов, сбиваем
ритм и дыхание - все это несомненно влияет на психологическую собранность,
сбивает. Иногда кто-то просит о помощи: «Морду клином» это очень грубо, и
местами неуместно. Я понимаю, если к примеру, спортсмен бежит ЧМ, ПР по элите
или другие безумно важные соревнования. В любом другом случае, на мой взгляд,
нужно оставаться человеком и помочь, если это не займет много времени. Вы или
ваши дети, внуки когда-нибудь могут
оказаться на месте этого растерянного, иногда даже заплаканного спортсмена. Я
просто помню себя ребенком, когда мимо меня пробегали такие «Клином», я бы даже
сказала «Тяпкой». Не буду говорить, что при этом испытывала моя детская
психика, сами догадаетесь. Да, если я вижу, что спортсмен способен сам
справиться с ситуацией, я помогать не стану. Но, если реально нужна помощь, я
не могу молча пробежать мимо, хотя бы просто подскажу ближайший крупный
ориентир. Меня подобные отвлечения, которые, к слову сказать, случаются не так
часто, заставляют только больше собраться после и все, я в таких ситуациях никогда
не теряю нить ориентирования, образно говоря, нажимаю клавишу «Пауза». Возможно,
для кого-то это проблема, но не для всех.

В голове постоянно должны звучать
действия, которые совершаешь, что делаешь - это очень помогает не отвлекаться.
Например: «Бегу по дороге, жду развилок, на нем ухожу влево, беру азимут на
бугор, за северной частью бугра микрояма, в ней КП, КП №48». По мере продвижения,
разумеется, алгоритм меняется. После
каждого удачного выполнения действий сосредотачиваться нужно еще больше, ни в
коем случае не расслабляться. Большая часть ошибок совершается тогда, когда мы
расслабляемся после удачного взятия КП или видим «легкий» перегон. Мы
становимся чересчур уверенными в себе и позволяем себе ослабить контроль над
техникой. Это показатель психологической «незрелости» техники ориентирования.
А самое главное, с моей точки зрения, это анализ. Анализ своей работы на дистанции
во время заминки, дома в спокойной обстановке. Разбор ошибок, определение
причин ошибок и поиск решений по их устранению.