понедельник, 14 ноября 2011 г.

Волевая выносливость


Статья Яркова Виктора Дмитриевича о волевой выносливости в ориентировании:

Волевая выносливость  - Составляющая техники ориентирования (просветительская беседа)

  Что такое техника ориентирования? Вы скажете, что знаете, что это такое. Но мало знать надо уметь её применять. Потому как зачем знать, если не уметь и, наконец, зачем уметь, если не делать? Если каждый из вас обратится назад к своим пройденным путям движения, он однозначно обнаружит большое количество ошибок из-за не применения технических элементов на дистанции. И возникает главный вопрос, почему мы не делаем то, что знаем и умеем? И вот тут на первый план всплывает волевая подготовка.

Что такое эта волевая подготовка применительно к ориентированию?
Когда мы произносим фразу сила воли, то перед нами невольно всплывает образ сильного человека, например штангиста, который в очередной борьбе с огромным весом выходит победителем или борца который огромным усилием воли положил соперника на лопатки, или боксёра и т.д. Но никогда перед нами не возникнет образ ориентировщика потому ,как этот вид спорта вроде бы не нуждается в огромных волевых усилиях. Придя к этому выводу, вы глубоко ошибётесь. В ориентировании сила воли особого качества. Она имеет протяжённость. В связи с этим возникает необходимость о введении нового термина" волевая выносливость". Давайте остановимся на этом подробнее. Для этого нам необходимо вновь вернуться к вопросу техники ориентирования. Не будем особенно спешить с этим вопросом и как принято говорить «начнём от печки». У нас это значит от старта или от пункта К. Первый технический элемент это взятие азимута. Казалось бы это однозначный технический элемент, но неоднозначно его применение. Дело в том, что на первый контрольный пункт может не быть однозначного азимутального пути. Особенно когда перегон на 1 КП бывает очень длинным и приходиться его дробить так, что азимутальный путь чередуется с бегом по ситуации. А раз так, то азимут придётся брать неоднократно. И, наконец, по всей дистанции придётся пользоваться азимутом множество раз.
И вот мы подходим к тому, что у спортсмена наступает утомление, что ведёт к спешке на отходе от КП, а это небрежность при взятии азимута и в результате отклонение от курса. Вот он первый результат недостаточной волевой  выносливости, т.е., говоря проще, нехватило выдержки в выполнении чистоты технического элемента. Второй технический элемент-движение по азимуту. Вы все знаете, что в хорошем лесу прямолинейное движение невозможно из-за всевозможных препятствий. Как следствие, отклонение от азимута. В тех случаях, когда перегон более 200м. необходимо обращаться к компасу столько раз, сколько это необходимо. Ориентировщики средней руки катострафически бояться остановиться для проверки азимута. Потому, что для них время не просто бежит – оно летит. Если спортсмен остановился на 3 секунды, ему кажется, что все бегут, а он стоит уже 3 минуты. Это ещё один пример из психологии ориентировщика, который тесно связан с техникой ориентирования, т.е., обращение к компасу - опытный ориентировщик делает  это в движении. А если это технический элемент, значит выполнение его необходимо, и его нужно держать в уме, а это уже входит в программу волевой выносливости.
Чем больше перегон, тем чаще приходится применять технические приёмы. Чем чаще мы применяем технические приёмы, тем раньше наступает волевое утомление, особенно на фоне большого физического утомления.
Что это значит? В какой-то момент у спортсмена появляется небрежность, я бы даже сказал пренебрежение к технике. Иногда это проходит, особенно когда везёт и КП берутся быстро. В конце, концов, это аукнется и наступает расплата. Иногда это небольшая потеря времени, а когда большая. Казалось бы, произошла потеря времени ничего страшного. Но вы знаете на своём опыте, что получаете тяжёлый психологический удар, а при повторной ошибке психологическую катастрофу. Вроде вы продолжаете работать по привычной схеме, автоматически, а в сознании появился червь  сомнения, который давит на психику и мысли о твоей неполноценности, говоря грубо, не отпускают.
Что делать? И вот мы снова обязаны вернуться к термину «волевая выносливость». Возвращаемся назад, а с чего собственно всё началось? Что явилось причиной  психологической катастрофы? А началось всё с маленькой мелочи, которая называется с большой буквы – нарушение техники ориентирования!
Особо следует остановиться на контроле расстояния.
Этот, казалось бы, простой технический элемент на самом деле является очень сложным в исполнении. Очень много факторов, которые мешают его выполнению. Какие это факторы? Ну, прежде всего это проходимость леса, рельеф и конечно падения, которые часто бывают в лесу и вышибают из головы счёт, который вы вели. В результате возникает некоторое замешательство. И это не всё. Люди- спортсмены, дети с постоянными вопросами ( где мы находимся? На какое КП вы бежите? С какого КП вы бежите? А такое то КП вы не видели?) и почти всегда это звучит в просительно детских интонациях, которые не позволяют отказать. Часто мы видим после таких консультаций растерянного ориентировщика, который отвлёкся и потерял контроль расстояния и направление. Опять необходимо собраться, настроиться и продолжать работу.
Что делать? Есть приём, который называется «морду клином» грубо, говоря.
В чём он заключается - не поворачивая головы и отключив звук продолжать работу в своём ключе. И вас никто не упрекнёт. В конце концов, вы не обязаны заниматься просветительской работой на дистанции где счёт идёт на секунды. Пройдя таким образом «клином» вы докажете себе, что обладаете
поведенческой силой воли, а это тоже фактор волевой выносливости.
Мне кажется, пока на этом можно остановиться и сделать определённые выводы.
1.  Волевая выносливость является главной составляющей техники  ориентирования. Она имеет большую протяжённость, а конкретно во всю длину дистанции.
2.  Волевая выносливость в технике ориентирования имеет большую наполняемость. Она требуется при многократном выполнении технических элементов, что ведёт к утомлению, потере внимательности, небрежности. Особенно это проявляется на фоне физического утомления.
3.  Обладание волевой выносливостью это большое искусство и оно поддаётся тренировке, требует большой концентрации при выполнении технических приёмов на протяжении всей дистанции, а это в свою очередь позволит добиваться высоких результатов.
На самом деле технических приёмов очень много, и я коснулся только некоторых аспектов поведения на дистанции. Если будет необходимость, мы можем об этом продолжить нашу беседу.


С уважением